Налоговые гавани в Европе — Нидерланды и Люксембург — в прошлом году привлекли $5,8 трлн. Это больше, чем привлекли США, Великобритания и Германия вместе взятые. Ситуацию, когда одни европейские страны жестко сокращают бюджетные расходы, чтобы свести концы с концами, а другие предоставляют широкие возможности ухода от налогов, надо менять, считают в Организации экономического сотрудничества и развития.
Нидерланды и Люксембург отчитались о привлечении $5,8 трлн прямых иностранных инвестиций в 2012 году, сообщила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ее цитирует Financial Times. Это больше, чем в США ($3,1 трлн), Великобритании ($1,3 трлн) и Германии ($980 млн) вместе взятых. В 2012 году на Нидерланды пришлось $3,5 трлн совокупных инвестиций, однако только $573 млрд попали в реальную экономику. В Люксембурге из $2,28 трлн — лишь $122 млрд.
Остальные инвестиции были направлены в специальные юридические лица, защищенные от банкротства (трасты, корпорации, ООО). В большинстве случаев они создаются для ухода от налогов, считают в организации.
Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа призывает правительства изменить ситуацию. «Мы не можем обвинить бизнес в том, что он пользуется законами, которые одобрили власти», — говорит он. «Стратегии налогового планирования, которые используют лазейки в законодательстве, в большинстве своем легальны… (но они) создают высокие риски для налоговых поступлений, налоговой независимости и налоговой справедливости», — предупредил Гурриа на мартовском заседании Парижского клуба.
Получается, что пока одни европейские страны вынуждены сокращать расходы бюджета, чтобы сократить дефицит, другие предоставляют широкие возможности для ухода от налогов. «Евросоюз — важный источник прямых иностранных инвестиций для налоговых гаваней всего мира», — говорится в докладе ОЭСР.
Некоторые государства уже готовы откликнуться на призыв ОЭСР. Швейцария еще в марте заявила, что в соответствии с требованиями Евросоюза отменяет стимулирующие меры, которые она предлагала транснациональным корпорациям, и пообещала представить реформы в середине года.
Другие государства, напротив, создают налоговые стимулы, стремясь пополнить свои бюджеты.
Португалия на прошлой неделе объявила о намерении существенно снизить налог на прибыль, ставка которого (24%) в стране пока выше, чем в среднем по Европе. «Нам нужно больше инвестиций, и основной способ получить их — реформировать налог на прибыль», — заявил министр экономики Португалии Альваро Сантос Перейра. Эти планы отражают растущее сомнение в действенности до сих пор основного средства борьбы с кризисом в Европе — жесткого сокращения бюджетных расходов. Португалия планирует таким образом довести средний рост ВВП к 2020 году до 2% (до рецессии в 2000-2010 годах был рост на 0,7%), а долю экспорта в ВВП увеличить с 40% в 2012 году до 50% к 2020 году. Несмотря на рецессию, в последние два года в Португалии экспорт товаров и услуг растет.
Канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн заявил в марте, что планируется понижение ставки корпоративного налога до 20% — самой низкой в G20. «Мы не можем остаться в стороне от этой всемирной гонки», — объяснил он.
Департамент международной работы ФПУ
по материалам Газета.Ru |