123013 2320 1

 

Есть довольно четкие свидетельства того, государственная форма собственности в ЕС означает значительно меньшие цены, не учитывая налог и субсидий; статистика показывает аналогичную картину в США.

В США тарифы, по которым домохозяйства платят государственным поставщикам, почти на 12% ниже, чем тарифы, по которым платят клиенты частных компаний

 http://www.publicpower.org/files/PDFs/PublicPowerCostsLess1.pdf

 

В ЕС: тарифы на электроэнергию и газ в государственных системах на 20-30% ниже, чем те, которые выставляют частные компании. (Флорио «Реформы энергетики и потребительские цены в ЕС в течение двадцати лет»).

 http://www.iaee.org/en/publications/eeeparticle.aspx?id=57;

http://fiorio.economia.unimi.it/res/FiorioFlorio2013_ENEECO2526.pdf.

 

В статье Флорио 2014 года обобщены результаты: «Эконометрическое тестирование влияния реформ на цены на электроэнергию и газ обнаруживает, что пребывание операторов в государственной собственности соотноситься с более низкими ценами для населения; разукрупнение само по себе не имеет статистически значимого эффекта; данные о либерализации противоречивы. Ценовая инерция, источники первичной энергии в случае электричества и цена на нефть в случае газа, по-прежнему остаются основными факторами, определяющими цены. Удовлетворенность потребителей ценами подтверждает эти выводы». Так что, хотя основными ценовыми детерминантами остаются цены на топливо, как отмечает Стив, государственная или частная форма собственности также вносят значительную разницу.

В тексте статьи он отмечает, что ее величина значительна, от 20 до 30%: «Имеющиеся данные указывают на то, что потребители платят более низкие цены за электроэнергию в странах, где все еще существуют операторы рынка, принадлежащие национальным правительствам. Этот вывод проявляется в виде статистически значимых отрицательных коэффициентов в динамических моделях панельных данных цен без учета налогов в 15 странах ЕС для индикатора собственности ОЭСР, после учета других индикаторов и контрольных переменных, таких как ценовых лагов, ВВП на душу населения, типа топлива, используемого при генерации электроэнергии, и других. Более подробно об эконометрических данных и новых результатах смотрите статью Фиорио и Флорио (2013). Величиной эффекта нельзя пренебречь (до 30% для цен без учета налогов, или до 20% для цен с учетом налогов), он наблюдается в различных моделях, с разными странами и стандартными эконометрическими тестами.... Проверка последних данных позволяет предположить, что эти результаты подтверждаются даже в случае повсеместного роста цен, независимо от форм собственности крупных операторов рынка.

Однако разукрупнение и открытие рынка сами по себе не имеют эффекта (или же он неоднозначный).

 

Флорио приходит к выводу, что это находит свое отражение в восприятии потребителями: «более вероятно, что потребители будут считать справедливой цену на электроэнергию в тех странах, где государственная собственность является особенностью сектора».

 

 

Подготовлено Департаментом международной работы ФПУ