sherps

 

 

11-12 мая 2013 года в Санкт-Петербурге в рамках председательства России в «Группе двадцати» состоялась третья встреча шерп[1]. На заседании рассматривались актуальные вопросы повестки G20, итоги прошедших мероприятий, в частности, результаты встречи министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати», состоявшейся в Вашингтоне, и серии мероприятий в «аутрич»-формате по тематике управления государственным долгом, доступа к финансовым услугам, финансовой грамотности и другим вопросам содействия развитию.

Подводя итоги встречи, российский шерпа в «Группе двадцати», начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации Ксения Юдаева сообщила, что шерпы обсудили последние тренды в глобальной экономике, однако пока рано говорить о конкретных мерах, которые будут предложены лидерам на саммите в Санкт-Петербурге.

В рамках встречи шерп продолжилась дискуссия относительно выбора будущей стратегии развития - поддержание роста и спроса или фискальная консолидация. «В краткосрочной перспективе нужно концентрироваться на проблеме роста, хотя для ряда стран фискальные вопросы очень важны, - отметила Ксения Юдаева. - Тем не менее, в среднесрочной перспективе нет противопоставления между ростом и фискальной стабильностью».

Шерпы также обсудили проблемы в финансовом секторе, в частности финансовую деглобализацию и риски формирования «пузырей» на финансовом рынке. «В этой сфере пока больше вопросов, чем ответов, - констатировала Ксения Юдаева. ­- Более детальная проработка данной проблематики - это своего рода задание со стороны шерп финансовому треку».

Заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак, принявший участие в заседании, в свою очередь заявил, что некоторые вопросы, обсуждавшиеся шерпами, будут рассмотрены в ходе встречи заместителей министров финансов и управляющих центральными банками, которая состоится 6-7 июня в Санкт-Петербурге. Речь, в частности, идёт о призыве шерп подготовить рекомендации, направленные на поиск возможностей снижения зависимости экономического роста от банковского сектора и установления большего баланса между банковским сектором и финансовыми рынками.

Сергей Сторчак назвал очень интересным предложение шерп объединить усилия рабочей группы по содействию развитию и недавно созданной исследовательской группы по вопросам определения источников финансирования долгосрочного роста. Шерпы отметили, что цели этих самостоятельных групп в значительной мере перекликаются, и наработки исследовательской группы могут быть использованы в работе группы по содействию развитию.

В рамках подготовки к совместной встрече министров финансов и министров труда «Группы двадцати» шерпы уделили большое внимание вопросам создания рабочих мест. Состоялись дискуссии о повышении уровня квалификации и образования рабочей силы, особенно молодёжи, создании институтов поддержки молодёжной занятости. «Поиск баланса между стратегией создания рабочих мест и стратегией фискальной консолидации станет одной из ключевых тем министерской дискуссии», - сказала Ксения Юдаева.

«Поставленная лидерами задача по проведению совместной встречи министров труда и финансов является весьма непростой, - констатировал Сергей Сторчак. - Однако в данном вопросе отступать некуда - вопросы занятости и создания рабочих мест необходимо решать». Он подчеркнул, что одна из ключевых тем российского председательства - финансирование долгосрочных инвестиций - тесно связана с данной проблематикой, хотя далеко не всегда инвестиции в реальном секторе являются стопроцентной гарантией резкого увеличения числа рабочих мест. «Зачастую, решение проблемы занятости связано с необходимостью модернизации для повышения качества рабочих мест, что в некоторых случаях ведёт к уменьшению их количества. Искать баланс будет очень трудно», - добавил Сергей Сторчак.

На встрече шерп также активно обсуждались вопросы многосторонней торговли, являющейся значимым фактором экономического роста. Речь шла о возможности продления взятого на себя странами G20 обязательства не вводить новые протекционистские меры, а также продолжить мониторинг в этой сфере. Шерпы говорили и о том, как поддержать переговорный процесс в рамках ВТО и добиться того, чтобы министерская конференция в Бали в ноябре этого года стала успешной.

Кроме того, на встрече шерп в Санкт-Петербурге большое внимание было уделено рекомендациям «аутрич»-партнёров - Business 20, Civil 20 и Labour 20. Впервые в истории «Группы двадцати» у представителей бизнеса, профсоюзных объединений и гражданского общества была возможность обсудить свои предложения с шерпами, получить обратную связь, и таким образом повлиять на процесс принятия решений «двадцатки». Встреча шерп стала ключевой точкой для «аутрич»-партнёров перед предстоящими в июне и июле саммитами Business 20 и Civil 20 и встречей министров труда G20 с социальными партнёрами, где будут представлены их итоговые предложения в адрес лидеров «Группы двадцати».

В сфере занятости Labour 20 делает акцент на необходимости проведения странами «Группы двадцати» реформы налогообложения и реализации конкретных мер по борьбе с ростом безработицы. Они призывают G20 поддержать инвестиции в образование и повышение качества социальных услуг; поддержать программы по активизации рынка труда; остановить рост неравенства в доходах. Рекомендации Business 20 в этой сфере включают предложения по повышению гибкости трудового законодательства и рынка труда, обеспечению оптимального предпринимательского климата, оказанию поддержки малым и средним предприятиям, а также по развитию программ обучения и переобучения работников, как меры направленной на повышение производительности труда и вовлечение на рынок труда уязвимых групп населения.

В области борьбы с коррупцией рекомендации деловой «двадцатки» содержат ряд практических шагов по укреплению диалога между Business 20 и G20 в этой сфере; противодействию вымогательству взяток; внедрению антикоррупционных стандартов в коммерческих компаниях, а также развитию коллективных инициатив по противодействию коррупции. Civil 20 в своих рекомендациях подчёркивает важность ратификации Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ОЭСР о противодействии подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций, а также активного привлечения институтов гражданского общества к процессу оценки имплементации этих конвенций. Кроме того, гражданская «двадцатка» считает необходимым уделить особое внимание таким сферам, как борьба с нелегальными финансовыми операциями; обеспечение прозрачности в добывающих отраслях; развитие законодательства в сфере защиты заявителей о коррупции; распространение антикоррупционных программ обучения для государственного и частного сектора; а также внедрение эффективных мер противодействия коррупции при проведении спортивных мероприятий.

Обсуждая вопросы устойчивой энергетики, социальные партнёры затронули такие проблемы, как устойчивое использование энергоресурсов, повышение энергоэффективности, сокращение субсидирования ископаемого топлива, изменение климата и защита морских экосистем в рамках поддержки усилий «Группы двадцати» по продвижению Глобальной инициативы по сохранению морской среды.  

Касаясь повестки G20 по содействию развитию, представители гражданского общества озвучили рекомендации по трём направлениям. В области продовольственной безопасности Civil 20 рекомендует обратить внимание на причины и последствия роста цен на продовольствие; обеспечить поддержку малых фермерских хозяйств и эффективность инвестиций в сельское хозяйство; продвигать ответственный подход в вопросе потребления продовольствия и большую вовлечённость гражданского сообщества в решение этих проблем.

В области повышения доступа к финансовым услугам и финансовой грамотности Civil 20 представила меры по распространению наилучших практик, в частности в вопросах защиты потребителей и уязвимых групп населения. Рекомендации социальных партнёров затронули также вопрос Целей развития тысячелетия (ЦРТ) после 2015 года. Гражданская «двадцатка» призывает G20 проявить политическую волю для достижения текущих ЦРТ и поддержать работу ООН по определению ЦРТ после 2015 года.

Рекомендации Business 20 нацелены на увеличение инвестиций в странах «Группы двадцати» через снижение ограничений на движение капитала, привлечение частных инвестиций в сектор инфраструктуры, а также повышение эффективности инвестиций в инфраструктуру и энергосберегающие технологии.

Касаясь вопроса реформы финансовой архитектуры, представители Civil 20 отметили необходимость восстановления доверия к финансовой системе, ограничения чрезмерного регулирования и поддержки финансирования развития и инвестиций. Гражданское общество призвало G20 обратить внимание на проблему государственной задолженности и уравновесить доступ стран «Группы двадцати» к финансовым ресурсам. Кроме того, Civil 20 предложила создать систему распространения лучших практик в области финансов, унифицировать стандарты проектного финансирования, обеспечить поддержку частно-государственных партнёрств и привлечь частные компании к реализации государственных проектов.

«Шерпы благосклонно восприняли нашу инновационную инициативу о проведении дискуссии с "аутрич"-группами и по итогам выступлений пришли к выводу, что этот опыт был полезным, - отметила Ксения Юдаева. - Было высказано много интересных и полезных идей. Многие из них нуждаются в доработке для того, чтобы быть воспринятыми и реализованными "двадцаткой", но это хороший материал для разработки рекомендаций G20, базирующихся на предложениях партнёров».

 _____________________________

[1]    Шерпа — доверенное лицо руководителя страны-члена «Большой восьмёрки». Шерпа отвечает за контакты с коллегами из зарубежных государств и подготовку саммита «Большой восьмёрки», когда его страна является председателем клуба. Также шерпы занимаются подготовкой повестки дня саммитов и соглашений.

Также шерпами официально называют представителей от России в G20, впервые эта должность появилась лишь в феврале 2012 г.

 

Департамент международной работы ФПУ