87962

 

Шведские социал-демократы интересны многим. Социалистическое королевство Швеция реализовало на практике принцип «Экономика – капиталистическая, распределение – социалистическое». Да, у них получилось не всё и с социализацией они, возможно, даже перегнули палку. Но их опыт построения «скандинавского социализма» очень интересен.

Швеция является высоко индустриально развитой державой, которая обеспечивает и 60-70% своих сельскохозяйственных потребностей. Шведы – трудяги и очень хорошо работают. И по душевому ВВП до 90-х годов страна устойчиво занимала 2-3 место в мире.

 

Социал-демократическая рабочая партия Швеции

 СДРПШ основана в 1889 г. Член СИ (Социалистического интернационала) с 1951 г. Численность — ок. 600 тыс. чел. (1989 г.). До 1988 г. имело место коллективное членство от профсоюзов. На парламентских выборах 1988 г. по­лучила 43,7% голосов избирателей и 156 мест в риксдаге (1985 г.—45,1% и 159 мест; 1982 г.—45,6% и 166 мест). Образу­ет однопартийное правительство. Премьер-министр — И. Карлссон. Он же — председатель СДРПШ. Партия построена по тер­риториальному признаку; ее структура приспособлена к админи­стративному делению Швеции. Высший орган партии — съезд, созываемый раз в 3 года (обычно за год до очередных парламент­ских выборов). Съезд избирает Правление, Исполком, председа­теля и секретаря СДРПШ. В настоящее время этот пост занимает Бу Турессон. Важную роль в работе съезда играет парламентская фракция партии. СДРПШ тесно связана с Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ). Профсоюзы берут на себя значительную часть расходов партии, финансируют, в частности, ее избирательную программу. Лидеры ЦОПШ занимают важные посты в руководстве партии. Активную роль в ее деятельности играют женские, молодежные, просветительские организации СДРПШ не имеет центральной ежедневной газеты: ее интересы отражены в регулярных профсоюзных изданиях. Теоретические журналы — «Актюэльт и политик» («Актуальная политика») и «Тиден» («Время»).

Становление партии происходило в 80—90-е гг. XIX в. в процессе идейно-политической борьбы между представителями марксистского (А. Пальм) и ревизионистского (Я. Брантинг) те­чений рабочего движения. В 1897 г. СДРПШ приняла первую «Программу принципов», во многом напоминавшую Эрфуртскую программу СДПГ. В ней была поставлена задача создания поли­тической организации рабочего класса, постепенного завоевания власти, обобществления средств производства. Был выдвинут и ряд конкретных социально-политических требований, в том числе введение всеобщего и равного избирательного права, 8-часового рабочего дня и т. д. В нач. XX в. партия значительно укрепляет свои позиции; она растет численно с 3 тыс. членов (1889 г.) до 44 тыс. в 1900 г. (с этого года профсоюзы становятся коллектив­ными членами СДРПШ). Если с 1896 г. до 1902 г. партия была представлена в риксдаге одним депутатом (Я. Брантингом, став­шим в тот период ее лидером), то уже в 1911 г. СДРПШ завое­вала 64 мандата (14,6%). С 1914 г. она стала сильнейшей фрак­цией в риксдаге. Партия оказывает давление на правительство Швеции, которое идет на ряд социальных реформ (введение пен­сий по старости и учреждение государственного арбитража по трудовым конфликтам).

С 1917 г., когда социал-демократы впервые вошли в прави­тельство в качестве младшего партнера либеральной партии, на­чался период почти непрерывного пребывания СДРПШ у власти. В межвоенные годы она формировала однопартийные кабинеты: в 1920—26 гг. (премьер-министр —Я. Брантинг); в 1932—36 гг. (премьер-министр — П.-А. Ханссон); в 1936—39 гг. СДРПШ раз­делила власть с Крестьянским союзом. На парламентских выбо­рах 20—30-х гг. партия получает в среднем более 40% голосов избирателей, добившись в 1940 г. наилучшего результата за всю свою историю — 53,8%. К 1940 г. численность партии достигла 487 тыс. чел. В 1920 г. принимается вторая программа СДРПШ, в которой сохраняется ряд марксистских положений предыдущей программы, в частности признается необходимость создания, бес­классового общества, национализации крупной частной собствен­ности.

В период между двумя мировыми войнами усилиями правя­щих социал-демократов в стране были осуществлены реформы, способствовавшие демократизации общественной жизни, улучшению материального и социального положения трудящихся. В 1918—19 гг. была проведена новая избирательная реформа, де­мократизирован парламент. На рубеже второго и третьего деся­тилетий XX в. был введен 8-часовой рабочий день, введено стра­хование от несчастных случаев за счет предпринимателей. В 30-е гг. к этим реформам добавились новые реформы системы страхования, улучшено трудовое законодательство, введена за­конодательная защита трудящихся-женщин и т. д. В 30-е гг. СДРПШ пытается способствовать компромиссу между предпри­нимателями и профсоюзами. Эти усилия находят свое выражение в специальном соглашении 1938 г. (Сельтшебаденское соглаше­ние), в котором представители буржуазии и рабочего класса до­говорились решать конфликтные ситуации путем переговоров.

В годы второй мировой войны СДРПШ находится у власти вместе с Крестьянским союзом и Народной партией. Швеция объявляет о своем военном нейтралитете, однако на начальном периоде войны разрешает транзит немецких войск в Финляндию, поддерживает с Германией торгово-экономические отношения. В то же время Швеция активно предоставляет политическое убе­жище антифашистам из ряда западноевропейских стран.

С 1945 по 1976 г. СДРПШ сохраняет ведущие позиции в политической жизни страны. К сер. 70-х гг. численность партии достигла 1 млн 100 тыс. чел. Она образует все правительства, причем только в 1951—57 гг.— коалиционное (с Крестьянским союзом). Премьер-министры — П.-А. Ханссон (1945—46 гг.); Т. Эрландер (1946—69 гг.); У. Пальме (1969—76 гг.). На парла­ментских выборах 1948—64 гг. СДРПШ стабильно получает 46— 47% голосов избирателей; в 1968 г.—50,1% (лучший результат в послевоенный период). Однако в 70-е гг. наблюдается известный спад электоральной поддержки партии — 45,3% (1970 г.), 43,6% (1973 г.), 42,7% (1976 г.). В этот период СДРПШ удается удержаться у власти благодаря той поддержке, которую она получает от Левой партии — коммунисты Швеции.

Идейно-теоретическую эволюцию СДРПШ в 40—70-е гг. мож­но проследить по ее принципиальным программам, принятым в 1944, I960 и 1975 гг. Первая среди них, названная «Программой 27 пунктов», признавала существование классов и классовой борьбы; предусматривала замену капиталистического общества иным, основанным на свободе и равноправии граждан; считала возможной социализацию той части промышленности, где частное предпринимательство себя экономически не оправдало; объявля­ла необходимым развитие экономической демократии и народно­хозяйственного планирования. Значительное место в программе 1944 г. было отведено конкретным мероприятиям, прежде всего в сфере социальной политики. В экономической области СДРПШ предлагала шаги, которые стимулировали бы предприниматель­скую деятельность, обеспечивали полную занятость в промышлен­ности, укрепляли внешнеторговые связи Швеции.

Спустя полтора десятилетия СДРПШ приняла новый долго­срочный документ — «Программу нашего времени» (1960 г.). Под влиянием благоприятной экономической конъюнктуры, позволив­шей улучшить благосостояние населения страны, партия нарисо­вала в программе в целом позитивную картину капиталистическо­го развития. Указав на те конкретные завоевания рабочего дви­жения, которые были достигнуты при прямом участии правящей партии, авторы документа 1960 г. сформулировали обобщающий вывод, согласно которому «в ряде стран общество острых классо­вых противоречий, массовой нищеты и необеспеченности смени­лось обществом благосостояния». В то же время, отмечалось в этом документе, и в этом обществе «сохраняются многие перво­начальные черты капитализма», в том числе «неравномерность распределения собственности и доходов». Окончательно устра­нить эти пороки капитализма социал-демократы предлагали по­средством внедрения в сознание шведских граждан идеалов сво­боды, равенства, справедливости, человеческого достоинства и гуманности. Основываясь на этих этических идеалах, СДРПШ и ее сторонники будут стремиться к проведению «политики полной занятости, расширению производства, социального обеспечения и экономической демократии». Эта политика, отмечается в програм­ме, отвечает интересам как трудящихся, так и предпринимателей.

Отношение к последним будет определяться у СДРПШ по эконо­мическим критериям производственной эффективности, а также по социальным — в зависимости от соблюдения капиталистами меры ответственности перед трудящимися и государством. Последнее не собирается посягать на право частной собственности; акцент переносится на вопросы экономической демократии, с тем чтобы «дать всему народу возможность воздействовать на принятие ре­шений в экономической области».

Еще через 15 лет — в 1975 г, — СДРПШ вновь обновила свой идейно-теоретический инструментарий, приняв очередную «Прог­рамму принципов». Ее обсуждение в партии происходило на фоне ослабления позиций социал-демократов,   в период обострения кризисных явлений в капиталистической экономике. Поэтому в документе 1975 г. не только повторена констатация программы 1960 г. о сохранении в обществе «первоначальных черт капитализ­ма», но и указаны причины, мешающие становлению «государст­ва благосостояния». Это и решения, принимающиеся «исходя из принципа капиталистической прибыли», и ограниченность демо­кратии, и наличие «классовых разграничений», и отсутствие ра­венства между мужчинами и женщинами, и наличие прежней иерархии в трудовом процессе. Заявляя, что «социал-демократия стремится к осуществлению равенства как всеобщей ценности», программа вкладывает в этот лозунг не только этическое, но и со­циально-экономическое содержание.   СДРПШ   «намерена так преобразовать общество, чтобы право окончательных решений в сфере производства и распределения принадлежало самому на­роду...». Декларированный еще ранее тезис об «экономической де­мократии» получает новое звучание: она по своей значимости при­равнивается к политической демократии. Рабочие и служащие не просто должны получить право участвовать в управлении пред­приятиями, на которых они заняты; речь идет о расширении их функций как совладельцев капиталов предприятия. Вместе с тем программа не исключала возможности полной передачи капита­листической собственности в руки общества, правда, оговаривая этот вариант как «соображениями экономического эффекта, так и интересами общества».

Во 2-й пол. 80-х гг. в СДРПШ началась разработка нового программного документа. Проект новой программы был опубли­кован в июле 1989 г. В нем сделан акцент на использование ры­ночной экономики, на развитие общественного сектора и охрану окружающей среды. В перспективе предусматривается ликвидация в стране монархической формы правления. Окончательный вариант программы намечено принять в 1990 г.

После окончания второй мировой войны СДРПШ продолжала реформирование социальной сферы, начатое еще в 20—30-е гг. Однако этот процесс развивался неравномерно: основные законы отвечавшие непосредственным интересам трудящихся, были при­няты в 1945—48 гг. К ним относятся закон о всеобщем страхова­нии по болезни и закон о повышении пенсий трудящихся. С 1946 г. в Швеции стали функционировать производственные советы (в 1977 г. их права были расширены и они получили, в ча­стности, возможность активного участия в вопросах найма). В 1947 г. была принята программа жилищного строительства; в том же году был повышен налог на доходы акционерных обществ и введен налог на наследство. В 1948 г. проведена школьная ре­форма — введено всеобщее 9-летнее образование. Были приняты и другие законы, касавшиеся, в частности, ограничения женского и детского труда на тяжелых работах. Из законов, принятых в 50-е гг., выделим следующие: увеличение оплачиваемых отпусков с 2 до 3 недель; пенсионная реформа; бесплатное лечение тру­дящихся. В 60-е гг. СДРПШ добилась сокращения рабочей не­дели (до 45 часов), повышения пенсий и пособий, увеличения оп­лачиваемого отпуска (до 4 недель). В 1-й пол. 70-х гг. были улучшены прежние законы о страховании, пенсиях, условиях тру­да и т. д. Правительство стремилось к развитию в промышленно­сти отношений «социального партнерства», что, однако, не всегда удавалось, о чем, в частности, свидетельствовала мощная за­бастовка горняков в 1969—70 гг. Недовольство в Швеции вы­звали планы СДРПШ по строительству атомных электростанций, а также отказ правительства увеличить заработную плату зна­чительным отрядам служащих. Последние обстоятельства во мно­гом способствовали поражению СДРПШ на парламентских вы­борах 1976 г.

В области внешней политики шведские социал-демократы ру­ководствовались нейтральным статусом своей страны, что нахо­дило поддержку абсолютного большинства населения. Швеция не присоединилась к НАТО, отказалась вступить в ЕЭС, став с 1960 г. членом ЕАСТ. В 50-е — нач. 60-х гг. в партии активно обсуждалась возможность оснащения шведской армии ядерным оружием. Благодаря активности левых кругов СДРПШ этот вопрос уже в сер. 60-х гг. был снят с повестки дня. В кон. 60— сер. 70-х гг. страна приняла участие в процессе разрядки на Европей­ском континенте. Правительство Швеции осудило американскую агрессию во Вьетнаме, военный переворот в Чили, поддерживало морально и материально освободительные движения Юга Африки. Находясь в оппозиции (1976—82 гг.), СДРПШ активно про­тиводействовала политике блока буржуазных партий, требуя от него дальнейшего развития социальной сферы. В нач. 80-х гг. парламент по инициативе социал-демократов принял закон о пен­сиях за выслугу лет, улучшивший материальное положение пре­старелых представителей рабочего класса. Однако главной про­блемой этого периода стала разработка альтернативы экономиче­скому курсу правительства. Осенью 1981 г. на XXVIII съезде СДРПШ была принята среднесрочная программа «Будущее Швеции». В этом документе особое внимание было уделено про­блеме сохранения занятости, снижению темпов роста инфляции, недопущению «социального демонтажа». СДРПШ предлагала увеличить инвестиции в промышленность, активизировать обще­ственный сектор экономики, реформировать в интересах лиц с низкими доходами налоговую систему, создать «фонды трудя­щихся» и т. д. Социал-демократы предлагали осуществить эти меры, опираясь на достижения консенсуса всех заинтересованных сторон, делая, однако, особый акцент на повышение активности профсоюзного движения страны.

Начиная с осени 1982 г. СДРПШ вновь оказалась у руля государственной власти, образовав, как и в 1-й пол. 70-х гг., пра­вительство меньшинства, получавшего поддержку Левой пар­тии— коммунисты Швеции. Придя к власти в условиях острого экономического кризиса, социал-демократы попытались ослабить воздействие на народное хозяйство негативных тенденций. Уже к сер. 80-х гг. был значительно сокращен дефицит внешнеторгового баланса, упал уровень инфляции, снизилась безработица. Благо­даря увеличению инвестиций в промышленность начался нехарак­терный для других западноевропейских государств рост промышленного производства. Исходя из основных положений своей ан­тикризисной   программы   («Будущее Швеции»), правительство приняло на себя основную часть расходов по структурной пере­стройке экономики, взяв курс на инвестиции, прежде всего в сферу новых технологий, материально поддерживая борьбу с безра­ботицей. Отказавшись от некогда пренебрежительного отношения к нуждам экологии, СДРПШ выдвинула концепцию постепенного отказа от широкого использования атомной энергии (к 1993 г все АЭС в Швеции должны быть демонтированы). Правитель­ство выделило дополнительные бюджетные ассигнования на ох­рану окружающей среды. На кон. 80 — нач. 90-х гг. социал-демократы планируют дальнейшее развитие социальной сферы (уве­личение помощи семьям, введение для всех трудящихся 6-недель-ного отпуска, улучшение условий труда на промышленных пред­приятиях, увеличение пособий учащимся и т. д.). На повестке дня стоит реформа налоговой системы, суть которой в снижении подоходного налога при одновременном увеличении косвенных на­логов, более высоком налогообложении доходов зажиточных сло­ев населения страны. СДРПШ выступает за сокращение рабочего времени при сохранении заработков.

Важным элементом социально-экономической стратегии СДРПШ стало принятие закона о т. н. «фондах трудящихся». Этой проблемой социал-демократы, прежде всего те из них, кто непо­средственно связан с ЦОПШ, занимались уже с кон. 60-х гг. В 1975 г. экономист Р. Мейднер предложил план создания таких фондов, который, с известными коррективами, был одобрен ру­ководством СДРПШ, а потом и парламентом. Целью «фондов трудящихся» является постепенный, растянутый на продолжи­тельный период времени процесс выкупа у частных собственников принадлежащих им средств производства. Для этого создаются специальные фонды на крупных предприятиях (где занято не ме­нее 500 чел.). Средства получаются как из отчислений (1%) от заработной платы, так и от сверхприбылей самого предприятия. Накапливаемые средства превращаются в акции, которые по­степенно концентрируются в руках трудящихся. Распоряжаться «фондами трудящихся» должны специальные комитеты, где пред­ставлены профсоюзы и государство.

Если стратегической целью «фондов трудящихся» является переход собственности в общественное владение, без акта ее на­ционализации, то в тактическом плане «фонды» призваны обес­печить приток капитала в промышленность, противодействуя тем самым кризисным явлениям в экономике. В идейно-теоретическом отношении «фонды» являются реализацией на практике концеп­ции «экономической демократии» и «функционального социализ­ма» (см.). Следует отметить, что в своем нынешнем виде закон о «фондах трудящихся» не устраивает полностью профсоюзное дви-

жение страны, ибо последнее не получило права контролировать прибыли монополий. Последние же недовольны в принципе попыт­кой посягнуть на тайну коммерческой деятельности, ограничением

полномочий в области принятия решений.

Во внешнеполитической области правительство СДРПШ в 80-е гг. сделало более существенный, чем прежде, вклад в про­цесс разрядки международной напряженности. Благодаря уси­лиям У. Пальме Швеция активно включилась в разработку про­екта создания на Севере Европы безъядерной зоны, а также пла­на «безатомного коридора» в Центральной Европе. Правительство социал-демократов активно поддержало национальное движение за мир, в котором принимают участие многие члены СДРПШ. Новый импульс получила политика поддержки национально-осво­бодительных движений, прежде всего на Юге Африки.   В марте 1987 г. по инициативе СДРПШ риксдаг принял закон о полном торговом бойкоте ЮАР. Лидеры партии активно выступали за изменение   неравноправных   торгово-экономических отношений Запада с развивающимися странами, за установление нового меж­дународного экономического порядка. СДРПШ, считая в принци-пе неизбежным создание на базе ЕЭС общеевропейского рынка, подчеркивала важность учета в вопросе об участии Швеции в этом процессе ее нейтрального статуса. В 80-е гг. социал-демо­кратическое правительство продолжало укреплять торгово-эко­номические и политические отношения с социалистическими госу­дарствами Восточной Европы.

С 1980 г. СДРПШ поддерживает межпартийные контакты с КПСС. Регулярно происходит обмен делегациями. Представители СДРПШ принимали участие в работе XXVII съезда КПСС и в торжествах, посвященных 70-летию Великого Октября.

Свобода! Справедливость! Солидарность!

 

Интернет-журнал «Социал-демократ»