hezuo top2

 

Качественное общественное обслуживание и достойный труд для всех – это цели экономического развития, для которых международная торговля является всего лишь средством. Положения торговых соглашений не должны принуждать к приватизации, мешать процессу восстановления или расширения сферы общественных услуг. Эксперименты с предоставлением услуг частным сектором терпят крах или отвергаются демократически избранными правительствами. Торговые соглашения не должны закрывать политическое пространство или препятствовать инновациям в предоставлении общественных услуг.

 

Торговые соглашения не должны подрывать качественное общественное обслуживание или достойный труд.

 

Качественное общественное обслуживание является динамичным и реагирует на изменяющиеся политические, социальные и технологические потребности общества. Торговые соглашения не должны закрывать политическое пространство или препятствовать инновациям в сфере общественного обслуживания. Положения торговых соглашений не должны мешать восстановлению или расширению общественных услуг. Эксперименты с предоставлением услуг частным сектором терпят неудачу или отвергаются демократически избранными правительствами.

 

Соглашения в сфере международной торговли должны полностью исключать общественные услуги и сохранять способность правительств к восстановлению, оживлению или расширению спектра общественных услуг.

 

В докладах по Соглашению о торговле услугами (СТУ) идет речь о том, что трудности в предоставлении общественных услуг в рамках ГСТУ и других соглашений усугубляются и во время нынешних переговоров по СТУ. Кроме того, сфера действия СТУ создает риски для других жизненно важных общественных благ, в том числе права на личную жизнь, свободы доступа к Интернету, экологического регулирования и защиты прав потребителей. Поразительно, но забывая о причинах мирового финансового кризиса, разгоревшегося в 2008 году, в СТУ предлагается еще один раунд либерализации и дерегуляции финансового сектора, в то время, как государственный сектор, взявший на себя бремя разрешения кризиса продолжает оставаться мишенью для либерализации и дерегуляции.

СТУ проталкивается развитыми странами и многонациональными корпорациями, предоставляющими услуги, разочарованными принятой ВТО Дохийской повесткой дня развития, реализация которой тормозится из-за отсутствия гибкости развитых стран в сельскохозяйственных вопросах и вопросах развития. Решение отойти от нее и уделить внимание исключительно удовлетворению узких корпоративных интересов частных поставщиков услуг является сигналом того, что, несмотря на официальные заверения, богатые страны поворачиваются спиной к Дохийскому раунду. Давление, которое в скором времени ощутят на себе небольшие, менее развитые и развивающиеся рыночные экономики, направленное на то, чтобы заставить их присоединиться к соглашению при благоприятной политической обстановке, т.е., когда у власти будут находиться консервативные правительства, является просто недопустимым.

 

Учитывая эти угрозы и давление корпораций, сопровождающее переговоры, официальная секретность, окутывающая переговоры по СТУ, является тревожной и неприемлемой.

 

Правительства стран, участвующих в СТУ, должны проводить консультации и информировать. Необходимо провести серьезные консультации с местными и региональными органами власти, чей демократический и регуляторный авторитет может серьезно пострадать. Необходимо прекратить способствовать пагубному влиянию столь крупных переговоров, проводимых не на многосторонней основе.

 

Торговые соглашения не должны способствовать приватизации.

 

Участники переговоров продолжают настаивать на том, чтобы подобные соглашения не принуждали правительства осуществлять приватизацию, и содержали четкие ключевые параметры, необходимые для более прогрессивного управления. Негативными последствиями для общественного обслуживания являются: ограничение общественных услуг в рамках нынешних границ путем повышения расходов на расширение существующего спектра услуг или создания новых, увеличение рыночной власти корпораций в части блокирования инициатив по созданию или предоставлению новых общественных услуг, что сделает приватизацию юридически необратимой в будущем.

 

«Негативный список» связывает руки будущим правительствам еще неизвестным образом.

 

По сообщениям стороны переговоров по СТУ договорились о базовой части текста СТУ, довольно похожей на текст ГСТУ. Одним из главных отличий является то, что в СТУ содержит так называемый «негативный список» для национального режима, согласно которому обязательства национального режима будут автоматически применяться ко всем мерам и секторам при условии их включения в список.

Подход по принципу «включать или не включать в список» значительно повышает риск для общественного обслуживания и других положений, представляющих интересы общества. Любая государственная политика, не защищенная правительством даже непреднамеренно, может быть оспорена.

 

Обязательные «оговорки» и «храповой механизм» связывают руки будущих правительств.

 

«Храповой механизм» СТУ требует, чтобы «изменения мер национального режима, касающихся услуг, не соответствующие в настоящее время обязательствам сторон соглашения (доступ на рынок, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования) производились в направлении большего, а не меньшего, соответствия соглашению».

СТУ обяжет правительства автоматически охватывать все «новые услуги», т.е. те, которые еще ​​даже не были изобретены. При таких условиях любое правительство заключит в приватизационную схему все будущие поколения. Торговые соглашения не должны связывать руки будущим демократически избранным правительствам.

 

Нет необходимости расширять внутренние положения и создавать частные группы по урегулированию споров.

 

В статье VI:4 ГСТУ говорится о необходимости продолжать переговоры для того, чтобы «требования и процедуры, технические стандарты и требования по лицензированию квалификации» не стали «излишними» барьерами для торговли услугами. Пока ВТО бездействует, стороны СТУ намерены придумать свои собственные внутренние положения. Ограничения будут применяться к мерам правительств, направленным против дискриминации, и позволят частным группам по урегулированию споров решать, основывать ли такие меры на прозрачных и объективных критериях и не делать их более обременительными, чем это необходимо для достижения поставленной ими цели. СТУ не должно мешать правительствам в противодействии дискриминации и позволять создавать частные группы по урегулированию споров.

 

Торговые соглашения не должны регулировать трудовую миграцию.

 

Рабочие не являются товаром и их перемещение не должно регулироваться торговыми соглашениями. В отличие от товаров и услуг люди нуждаются в институтах защиты прав человека. Для регулирования трудовой миграции пригодна лишь процедура создания стандартов в рамках трехсторонней Международной организации труда.

 

Торговые соглашения не должны обладать неограниченными полномочиями по созданию отраслевых стандартов.

 

Участники переговоров по СТУ обладают неограниченными полномочиями по разработке стандартов «по любым другим вопросам, подпадающим под действие статьи XVIII ГСТУ» и, как известно, работают над новыми отраслевыми соглашениями, охватывающими регулирование рынков, финансовые услуги, информационные и коммуникационные технологии, службы морского и воздушного транспорта.

Цель этих переговоров – разработка обязательных нормативных шаблонов для целого ряда услуг в целях содействия вхождению иностранных коммерческих поставщиков. В соответствии с этими положениями для общественных услуг должны быть сделаны большие исключения, не должно проводиться изучение их необходимости, а также другие прорыночные требования, смещенные в сторону глобальных поставщиков услуг.

Очевидно, что СТУ было задумано как «живое соглашение», которое предоставит сторонам переговоров полномочия по разработке новых регуляторных шаблонов для дополнительных секторов в будущем. В полномочия сторон переговоров по услугам войдет, прежде всего, расширение внешней торговли и коммерческой экспансии. Им не будет разрешено разработать нормативно-правовую базу для ограничения или отмены положений, касающихся общественных интересов, защищающих потребителей, работников или окружающую среду.

 

Департамент международной работы ФПУ