G20 Turkey 2015 logo

 

Анталья, Турция, 2015

 

Профоюзная группа 20 (L20) представляет трудящихся в G20. Ее деятельностью руководит Международная конфедерация профсоюзов (МКП) и Профсоюзный консультативный комитет при ОЭСР (ПКК-ОЭСР) совместно с профсоюзами страны, председательствующей в Группе 20. В настоящее время это профсоюзы Турции – TÜRK-İŞ, HAK-İŞ и DİSK. Для того, чтобы проблемы трудящихся были услышаны, L20 проводит свой собственный саммит 13-14 ноября 2015 года. Дополнительная информация – на сайте Labour20.org.

Группа 20 должна играть ведущую роль в решении таких проблем, как сокращение темпов экономического роста, высокое неравенство в оплате труда, сохраняющаяся нехватка рабочих мест во всем мире (в том числе 73,3 млн. безработных среди молодежи), низкий уровень инвестиций. Столь же необходима ведущая роль G20 перед лицом таких масштабных вызовов, как изменение климата, кризис беженцев, необходимость реализации Целей устойчивого развития.

Для того, чтобы достичь цели, поставленной Группой 20 – обеспечить дополнительный рост совокупного ВВП стран Группы на 2,1% к 2018 году, – экономики стран G20 должны демонстрировать вдвое более высокие темпы роста по сравнению с базисным сценарием. Иначе говоря, требуется, чтобы темпы роста были на 1% ВВП в год выше базисного сценария. В настоящее время движения в этом направлении не происходит. Саммит G20 в Анталье должен стать сигналом к активизации усилий. Группа 20 объединяет ведущие мировые экономики и способна предпринять коллективные действия, чтобы вновь запустить рост глобальной экономики и оказать позитивное влияние на жизнь граждан во всем мире.

L20 призывает правительства G20 проводить в жизнь нижеперечисленные рекомендации с тем, чтобы меры, принимаемые Группой, стали более социально-ориентированными и устойчивыми.

 

Инклюзивный и создающий рабочие места экономический рост

• Отказаться от мер жесткой экономии, порождающих негативные побочные эффекты; поддерживать совокупный спрос, инвестиции, образование, инновации, общественное обслуживание, прогрессивное налогообложение, системы распределения.

• Свести воедино и, по мере необходимости, пересмотреть национальные стратегии роста и обеспечения занятости, осуществляемые в рамках Брисбенского плана действий; устранить негативные побочные эффекты, оказываемые действиями стран Группы 20 друг на друга.

• Основываясь на рамочном заявлении о содействии созданию качественных рабочих мест (приложение №4 к Декларации министров труда и занятости G20, принятой в Анкаре), предпринять скоординированные действия, которые способствовали бы инвестициям в создание рабочих мест и обеспечение благоприятных условий труда,поддерживали социальный диалог, службы занятости и активную политику занятости. Создавать новые возможности для обучения.

• Сократить неравенство в распределении доходов и неформальный сектор экономики как главные препятствия на пути экономического роста и социального благополучия.

• Увеличить доходы семей с низким и средним достатком путем установления минимального уровня оплаты труда на уровне прожиточного минимума и поддержания системы коллективных переговоров, что должно привести к росту покупательной способности.

• Принять «Приоритетные направления политики G20 в отношении доли трудовых доходов и неравенства» (Приложение 1 к Декларации министров труда и занятости, принятой в Анкаре). Проводить их в жизнь на национальном уровне через укрепление институтов рынка труда, установление минимального уровня оплаты труда, содействие охвату трудящихся коллективными договорами и всеобщей социальной защитой, перевод уязвимых групп населения в формальную экономику.

• Предоставить подгруппе G20 по вопросам доли трудовых доходов полномочия содействовать разработке конкретных планов действий.

• Выполнять и перевыполнять план действий по сокращению разницы в доле участия мужчин и женщин в рабочей силе на 25% к 2025 году; инвестировать в экономику ухода и в обеспечение ухода за детьми.

• Предпринимать дальнейшие шаги по реализации стратегии G20 по развитию трудовых навыков, расширяя возможности получения высоко-качественного профессионального образования, обеспечивая предостав-ление достаточных ресурсов системам государственного образования и программам обучения в течение всей жизни. Для осуществления этих задач необходимо плотное взаимодействие с социальными партнерами и скоординированные действия различных государственных ведомств.

• Выработать национальные политики на основе Принципов в сфере занятости молодежи G20. Рассмотреть вопрос о предоставлении гарантий молодежной занятости в целях решения проблем уязвимой молодежи и молодых людей, которые не учатся и не работают.

• Провести в жизнь план Группы 20 по сокращению молодежной безработицы, сопоставляя содержащиеся в нем цели с показателями занятости молодежи на национальном уровне.

• Продолжать работу по реформам в сфере финансов, в том числе – посредством принятия гармонизированных на международном уровне мер, отделяющих розничное банковское обслуживание от торговли волатильностью и инвестиционной банковской деятельности. Рассмотреть вопрос о введении налога на финансовые операции.

 

Увеличение ответственного инвестирования.

• Повысить целевые показатели инвестиций в инфраструктуру государственного сектора, социальную и техническую инфраструктуру как минимум на 1% от ВВП стран G20: это главный способ обеспечить экономический рост и увеличить занятость.

• Увязать инвестиционные планы с созданием экологически чистых источников энергии и «зеленых» рабочих мест.

• Обеспечить ситуацию, когда институциональные инвесторы ориентиро-вались бы на долгосрочную перспективу и следовали стандартам ответственного инвестирования, в том числе – Принципам высокого уровня Группы 20 по финансированию долгосрочных инвестиций для институциональных инвесторов. Обеспечить подотчетность всех финансовых посредников, в том числе управляющих активами.

• Поддержать использование пенсионных фондов, аккумулирующих пенсионные накопления трудящихся в целях инвестирования.

• Обеспечить справедливое и прозрачное распределение рисков, поддерживая финансирование инвестиций частным сектором, а также различные формы комбинированного финансирования.

• Что касается государственно-частного партнерства (ГЧП), Группе 20 следует ставить во главу угла консультации с заинтересованными сторонами, защищать сектор общественного обслуживания, обеспечивать полную прозрачность управления рисками и предоставлять ведущую роль независимому общественному аудиту. Повышение «гибкости» трудового законодательства (к чему призывает Перечень проектов ОЭСР/Всемирного банка) – это неправильный подход к развитию ГЧП.

 

Реализация Плана действий BEPS и выход за его пределы

• Обеспечить быструю и всеобъемлющую реализацию набора мер, предусмотренных историческим Планом действий ОЭСР/Группы 20 по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), а также полную прозрачность переговоров о новом «многостороннем инструменте» BEPS. • Обеспечить серьезное институциональное участие развивающихся стран в осуществлении плана BEPS.

• Поддержать политические обязательства по выполнению плана BEPS через предоставление соответствующих финансовых и людских ресурсов налоговым администрациям.

• Отслеживать процесс реструктуризации многонациональных компаний, который может развернуться в результате принятия мер, предусмотренных планом BEPS, смягчать его последствия в социальной сфере и сфере занятости.

• Признать, что прозрачность налоговой информации многонациональных предприятий это право, которым обладают все граждане; установить новую процедуру, обеспечивающую раскрытие налоговой информации в каждой стране.

 

Вклад Группы 20 в подготовку к Парижской Конференции по климату 2015 года (COP 21) и в противодействие изменению климата.

• Подтвердить приверженность Группы 20 ранее принятому обязательству – к 2020 году выйти на уровень финансирования программ, связанных с противодействием изменению климата, в объеме 100 млрд. долл. США ежегодно. Добиться более сбалансированного распределения средств между смягчением последствий изменения климата и адаптацией в наиболее уязвимых странах.

• Признать недостаточность средств, выделяемых для обеспечения справедливого перехода к низкоуглеродной экономике. Стимулировать рост инвестиций в экологически безопасную инфраструктуру и энергетику, обеспечивая в то же время прозрачность финансовых потоков в этой сфере.

• Установить целевые показатели по энергоэффективности и по использованию возобновляемых источников энергии, в том числе – по осуществлению инициатив, направленных на повышение уровня квалификации работников, занятых в этих секторах.

• Принять стратегии Справедливого Перехода для трудящихся, компаний и регионов в зависимости от существующих цепочек создания стоимости для ископаемых видов топлива. Обеспечить участие профсоюзов в разработке этих стратегий.

 

Инклюзивное развитие и безопасные условия труда

• Содействовать внедрению более высоких социальных стандартов в цепочках поставок. Обеспечить соблюдение международных трудовых норм и прав человека компаниями стран Группы 20. Речь идет о таких нормах, как Руководящие принципы ООН, Конвенции МОТ и Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. Утвердить верховенство права посредством введения трансграничного законодательства, предусматривающего должную ответственность.

• Отчитаться о выполнении обязательства, принятого в 2014 году министрами труда и занятости G20, «отслеживать прогресс» в сфере обеспечения безопасных условий труда в свете Декларации министров труда и развития G7 о «Действиях ради справедливых условий производства». Предпринимать дальнейшие шаги по организации сети экспертов по охране труда Группы 20 и по запуску новой программы МОТ по охране труда «Глобальные план действий по профилактике несчастных случаев».

• Принять обязательство двигаться в направлении стопроцентного учета производственных травм, болезней и смертей, чтобы создать основу для действенных мер профилактики.

• Укрепить права трудящихся и систему социальной защиты; внедрить минимальные нормы социального обеспечения с целью поддержки перехода от неформальной к формальной экономике в развивающихся странах и в странах со средним уровнем дохода.

• Оценить способность G20 обеспечивать последующие действия и функционирование механизмов мониторинга для реализации Целей устойчивого развития.

• Обеспечить участие профсоюзов и представителей трудящихся в дальнейшей работе G20 по развитию людских ресурсов и профессиональ-ных навыков, инклюзивному бизнесу, инвестированию в инфраструктуру развивающихся стран. Поддержать развитие потенциала, использование внутренних ресурсов и обмен знаниями в развивающихся странах.

 

Призыв к решению кризиса с беженцами

• В ходе Саммита лидеров G20 призвать от имени Группы 20 к действиям по решению кризиса беженцев и предложить конкретные политические меры.

• Установить конкретные обязательства по принятию беженцев и лиц, ищущих убежища; позволить всем мигрантам работать в рамках формальной экономики и пользоваться соответствующими трудовыми, социальными, политическими и культурными правами.

• Признать, что перемещение населения представляет собой вызов с точки зрения развития. При этом необходимо учитывать, что наряду с квалифицированной рабочей силой и новыми источниками доходов принимающие беженцев страны получают гуманитарные проблемы и проблемы защиты.

 

Осуществление принятых мер и согласованность политик

• Обеспечить последующие действия в рамках «интегрированной и всеобъемлющей политики, нацеленной на содействие сильному, устойчивому и инклюзивному росту […] с целью решения проблемы неравенства, продвижения инклюзивности и укрепления взаимосвязи между экономическим ростом и ростом занятости […] при том, что аналогичные усилия будут предприниматься другими треками Группы 20», как говорится в Декларации министров труда и занятости Группы 20, принятой в Анкаре.

• Повышать согласованность действий в рамках Группы 20 и на национальном уровне, устанавливая связи между различными треками – финансовым, в сфере занятости, инвестиционным, в сфере торговли и развития.

• Сделать регулярными совместные встречи министров финансов и министров труда и занятости Группы 20.

• Продолжать выполнение обязательств, принятых в рамках Брисбенского плана действий, пересматривая некоторые меры в связи как с социальными, так и с экономическими необходимостями. Обеспечить всеобъемлющий мониторинг выполнения этих обязательств и участие профсоюзов, как заинтересованной стороны, в этом процессе.

• Установить конкретные целевые показатели по реализации всех рамочных политических заявлений и принципов, принятых в период председательства Турции; обеспечить сохранение всех сопутствующих этому механизмов и продолжение диалога в период председательства Китая в G20 в 2016 году.

• Признать существенную роль социального диалога и содействовать ее повышению на уровне Группы 20.

• Поддержать L20 и B20 в их усилиях по реализации двустороннего соглашения, о котором было объявлено в Анкаре.

 

Подготовлено Департаментом международной работы ФПУ