ПАР

 

Контраст между призывами Европейского парламента принять эффективные меры по предотвращению уклонения корпораций от уплаты налогов и выхолощенной реакцией правительств никогда не был настолько серьезным.

На прошлой неделе Специальный налоговый комитет Европейского парламента (TAXE) утвердил свой второй доклад по налоговым правилам и другим формам уклонения от уплаты налогов. Он призвал Европейскую комиссию принять законодательство о так называемых «патентных боксах», предоставляющих компаниям большие налоговые льготы от доходов, полученного от интеллектуальной собственности. Этими инструментами все чаще злоупотребляют крупные компании, чтобы избежать налога на доход, получаемый в результате своей ежедневной деятельности. Комитет TAXE призвал Европейскую комиссию разработать законопроект, который бы позволил закрыть подобные лазейки.

ЕФПОО неоднократно поднимала вопрос о патентных боксах, в первую очередь в своем докладе об уклонении «McDonald’s» от уплаты налогов. Отмечая, что налоговая справедливость также является правом трудящихся, Комитет одобрил поправку, осуждающую использование продовольственным гигантом быстрого питания налогового планирования, лишающего работников доли прибыли компании, не в последнюю очередь во Франции, где эта схема распределения прибыли является юридически обязательной.

На той же неделе Совет ЕС, представляющий национальные правительства, одобрил Директиву о борьбе с уклонением от уплаты налогов, цель которой – согласованная реализация Плана действий ОЭСР по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли, а также перезапуск Общей сводной корпоративной налоговой базы, запланированный на осень этого года. Эту Директиву Европейская комиссия упоминает в качестве доказательства своего серьезного отношения к борьбе с уклонением корпораций от уплаты налогов. То, что наиболее вредоносные механизмы уклонения от уплаты налогов, такие как вычет процентов, внутригрупповые займы, патентные боксы, гибридные несоответствия, необлагаемый доход мириад дочерних компаний по всему миру включены в предложения, предусматривающие создание общих положений по борьбе с уклонением от уплаты налогов, это правда. Но пути и средства решения проблемы по-прежнему или неэффективны, или напрочь отсутствуют. Нет четкого определения того, что представляет собой постоянное бизнес-учреждение, что очень важно в определении страны, в которой необходимо повысить налоги. Кроме того, не запрещены фирмы, зарегистрированные в «налоговых оазисах», используемые в качестве каналов уклонения от уплаты налогов, свидетельством чему стали «панамские документы».

А в то время, как первоначальный проект документа Европейской комиссии остается недостаточно эффективным, чтобы положить конец ежегодной потере сотен миллиардов евро, наши правительства продолжают его выхолащивать. Окончательное соглашение, принятое 21 июня, настолько испещрено лазейками, что практически не оставляет налоговым консультантам времени на разработку новых стратегий борьбы с уклонением крупных корпораций от уплаты налогов. Особенно трудно пришлось Бельгии, когда решался вопрос ограничения возможности вычета процентных расходов и шла речь о сохранении очень выгодных договоренностей по вычету таких расходов.

Налоговые администрации стран Европе пострадали от посткризисных сокращений персонала, в среднем, на 10%. Налоговым инспекторам нужны жесткие законы, которые бы позволяли выполнять им свою работу. Общественное обслуживание нуждается в деньгах, возвращенных государству крупными компаниями, уклоняющимися от уплаты налогов, чтобы гарантировать свою устойчивость. Поэтому соглашение, заключенное на прошлой неделе, принесет лишь большое разочарование.

Специальный комитет Европейского парламента по вопросам налогообложения уже призвал к ужесточению правил в подтверждение мнения Комитета по экономическим делам о предлагаемой Директиве. Создается впечатление, что государства-члены выбрали полумеры.

Новый доклад Комитета TAXE вновь содержит призыв подготовить справедливый и прозрачный черный список налоговых гаваней, подкрепленный санкциями против юрисдикций, не идущих на сотрудничество в решении проблемы уклонения от уплаты налогов, включая возможность пересмотра и даже приостановления действия соглашений о свободной торговле. ЕФПОО настаивает на том, чтобы санкции были также применимы к «компаниям, банкам, бухгалтерским и юридическим фирмам и налоговым консультантам, участие которых в незаконных, наносящих ущерб или неправомерных действиях с этими юрисдикциями доказано».

Критерии, позволяющие определять налоговые убежища, еще предстоит согласовать. По мнению ЕФПОО, они должны выходить за рамки прозрачности и учитывать ущерб, наносимый налогообложению. Мы будем продолжать отстаивать их в рамках платформы надлежащего налогового управления Европейской комиссии.

Предложения по созданию общего списка налоговых гаваней также является частью проекта другой Директивы ЕС о «публичной» отчетности по странам (только для стран-членов ЕС), обсуждаемой в настоящее время в Европейском совете и Европейском парламенте в рамках процедуры совместного принятия решений.

Европейский парламент снова дал понять, что граждане Европы устали от двойных стандартов, означающих сокращения для простых людей, в то время как теряются налоговые поступления от тех, кто больше всего в состоянии платить. ЕФПОО, как и ЕКП, соглашается с Европейским парламентом в том, что долгосрочным решением существующей проблемы могло бы стать создание в Европе Общей консолидированной корпоративной налоговой базы. Это не позволит компаниям пользоваться преимуществами единого рынка с целью уклонения от уплаты налогов там, где имеет место их экономическая деятельность. Мы считаем, что минимальная ставка корпоративного налога в размере 25% должна лечь в основу такой системы, чтобы остановить падение ставок корпоративных налогов в долгосрочной перспективе.

 

Департамент міжнародних звязків ФПУ