bankacilar th 

 

Коллективные соглашения в транснациональных компаниях (СТК) все в большей мере становятся частью системы коллективно-договорных отношений. Во многих отраслях европейские профсоюзные федерации активизируют свою работу по заключению таких соглашений.

 

ЕКП активно поддерживает работу европейских отраслевых федераций, в том числе, начиная с 2009 года, с целью обеспечения необходимых правовых и процедурных рамок для поддержки отраслевых федераций и решения любых проблем, возникающих в процессе реализации соглашений.

Среди последних, европейские профсоюзные федерации выделили проблему отсутствия европейской правовой базы, признающей существование соглашений в транснациональных компаниях, а также их юридическую значимость. Соблюдение соглашения и его исполнения по-прежнему во многом зависит от желания стороны работодателей. Хотя многие подобные соглашения предусматривают «внутренние» процедуры урегулирования споров, в случае продолжения конфликтов нет каких-либо европейских посреднических структур для разрешения споров. Неоднозначен правовой характер «соглашений».

 

В 2014 году ЕКП в партнерстве с европейскими отраслевыми профсоюзными федерациями реализовывала проект, со-финансируемый ЕС («Создание благоприятных условий для добровольных и независимых переговоров на транснациональном уровне между профсоюзами и транснациональными компаниями»).

Этот проект основывался на предыдущих резолюциях ЕКП, и объединил правовой анализ по предыдущим проектам ЕКП с текущей практикой. Окончательный отчет проекта составлен следующим образом:

а) В первой части очерчено возможное предложение об опциональной правовой базе СТК в основных стратегиях ЕС (Стратегии ЕС-2020, Единый рынок, социальная рыночная экономика) и определены политические варианты для этой базы.

b) Во второй части представлены мнения экспертов об основных проблемах, касающихся переговоров по заключению СТК и обеспечения их выполнения. Кроме того, в ней определены возможные решения и особенности подобной опциональной правовой базы СТК.

с) В третьей части определены варианты и предложены концепции и решения для управления и реализации СТК, которые могут быть установлены на европейском уровне.

d) В четвертой части представлен пример возможной формы опциональной правовой базы СТК.

В этом докладе рассматриваются, в частности, следующие вопросы:

а) легитимизация переговорных сторон;

b) юридическая сила и правовые последствия СТК;

c) реализация соглашения на дочерних компаниях МНК и контролируемых ею предприятиях;

d) невмешательство в национальные системы коллективных договоров и положения о недопущении регресса;

e) урегулирование споров, возникающих в процессе реализации и интерпретации соглашения;

f) регистрация соглашений.

 

В окончательном отчете также четко обозначается ведущая роль европейских отраслевых федераций профсоюзов на переговорах, признанная в резолюции Европейского парламента «О трансграничных коллективных переговорах и транснациональном социальном диалоге (2012/2292(INI))», принятой 15 июля 2013 г. (докладчик Томас Гендель). Подобная ведущая роль должна осуществляться в соответствии с внутренними процедурами и правилами, установленными каждой федерацией, в полном соответствии и в координации с национальными профсоюзами и с учетом специфики функционирования национальных систем производственных отношений.

По этим причинам в окончательном отчете рекомендуется, чтобы предложение об опциональных правовых рамках для СТК на уровне ЕС предусматривало следующее:

a) Опциональность: правовые рамки не являются обязательными и применяются только к тем соглашениям, чьи стороны заявили в письменной форме о том, что на данное соглашение распространяется их действие.

b) Ведущая роль в этом процессе. Со стороны работников доступ к правовым рамкам должен быть ограничен только европейскими федерациями профсоюзов. Это гарантировало бы, что коллективные переговоры являются прерогативой профсоюзов, и, тем самым, не допустило бы, чтобы другие субъекты (т.е. производственные советы, рабочие советы или ассоциации, созданные под давлением компаний и т.д.) стали сторонами переговоров, вопреки положениям европейского и национального законодательства.

Привлечение к работе европейских производственных советов. Там, где они созданы, советы должны быть информированы о переговорах и в максимально возможной степени привлекаться к ним, а также к управлению и мониторингу СТК в соответствии с внутренними правилами, установленными каждой европейской федерацией профсоюзов.

c) Раскрытие мандата. В начале переговоров обе стороны должны раскрыть полученный ими мандат, чтобы уточнить, кого они представляют, и кто впоследствии будет связан условиями соглашения. Мандат является ключевым фактором для укрепления обязательного характера итогового соглашения, определяя уровень участия национальных профсоюзов и производственных советов, которые являются частью профсоюзного представительства в участвующих многонациональных компаниях.

d) Сфера применения СТК. Стороны должны четко определить сферу применения СТК и механизм ее уточнения в случае изменения структуры МНК.

е) Формальное содержание соглашения. С целью усиления возможности исполнение соглашения, каждое СТК должно содержать:

• официальное название и подписи сторон;

• место подписания соглашения;

• дату подписания соглашения;

• дату вступления соглашения в силу;

• дату окончания действия соглашения или, в качестве альтернативы, процедуру, посредством которой одна из сторон может расторгнуть соглашение, если продолжительность его действия не определена;

• порядок прекращения действия, пересмотра, продления срока действия соглашения.

f) Пункт о недопущении регресса. Его целью является не допустить вмешательства в автономию социальных партнеров на национальном уровне, а также защитить работников от изменений к худшему.

g) Пункт о применении более благоприятного условия. В случае противоречия между положениями СТК и любого другого применимого соглашения, должно применяться более благоприятное положение для работника, в том числе касательно права на коллективные действия.

h) Пункт о предоставлении гарантий работникам и членам профсоюза, принимающим участие в переговорах и исполнении СТК. Такие гарантии должны распространяться, в частности, на их участие в заседаниях переговорных органов и на любую другую деятельность, связанную с реализацией соглашения, а также на выплату заработной платы за период их отсутствия на рабочих местах в связи с выполнением ими своих обязанностей.

 

Кроме того, в целях дальнейшего укрепления автономного характера переговоров и СТК и для преодоления проблем с применением действующего национального законодательства, опциональные правовые рамки СТК должны предусматривать следующие инструменты:

а) Альтернативный механизм разрешения споров (АМРС) на европейском уровне, доступный только для подписавшихся сторон, который будут использовать в случаях, если внутренние процедуры, предусмотренные самими СТК, не привели к разрешению спора. Это должен быть механизм посредничества. Перед посредниками будет стоять задача помочь сторонам найти решение и по просьбе сторон предоставить рекомендации и отчет.

b) Реестр СТК, подпадающих под опциональные правовые рамки. Этот инструмент обеспечит доступ к официальным текстам.

 

ЕКП, вместе со своими членскими организациями, европейскими отраслевыми профсоюзными федерациями, будет продвигать наши требования создания на уровне ЕС опциональных правовых рамок для соглашений на транснациональных компаниях, направленных на:

а) Четкое определение ведущей роли европейских отраслевых профсоюзных федераций в проведении переговоров, подписании и управлении СТК, исходя из самостоятельно установленных процедур.

b) Создание европейского Альтернативного механизма разрешения споров.

c) Создание реестра СТК, подпадающих под опциональные правовые рамки.

d) Уточнение взаимодействия и юридической силы СТК, в том числе их взаимодействия с коллективными соглашениями, законодательством, правилами и практикой на национальном уровне.

 

ЕКП и европейские отраслевые профсоюзные федерации должны обеспечить, чтобы, в любом случае, такие правовые рамки в полной мере уважали автономию национальных социальных партнеров и национальных коллективных соглашений и систем коллективных переговоров.

Для достижения этих целей ЕКП будет работать в тесном контакте со своими членскими организациями, особенно с отраслевыми профсоюзными федерациями, по нескольким направлениям с тем, чтобы извлечь выгоду из конструктивного подхода, который характеризовал ее деятельность в течение последних лет:

а) ЕКП, вместе с европейскими отраслевыми федерациями и их членскими организациями, будет и дальше обсуждать и идентифицировать существующие проблемы, связанные с СТК и их соблюдением, а также особенности опциональных правовых рамок.

б) ЕКП будет способствовать достижению консенсуса по такому предложению, обсуждая и работая со стороной работодателей. ЕКП, в партнерстве с европейскими отраслевыми федерациями, подаст заявку согласно бюджетной линии 01 (Социальный диалог) на реализацию совместного проекта с BusinessEurope, CEEP и работодателями/организациями работодателей, которые захотят присоединиться к такому проекту.

с) В рамках будущего совместного проекта будет проведен анализ концепций, возникших в ходе текущего проекта, с целью разработки будущих рекомендаций по повышению эффективности СТК.

d) Тем временем, ЕКП продолжит обсуждение и лоббирование Европейской комиссии.

В частности, ЕКП будет поощрять поддержку Комиссией нашей работы над предложениями о механизмах посредничества и регистрации, в качестве отправной точки для разработки опциональных правовых рамок для СТК.

В этом контексте мы напоминаем об интересе, проявленном Комиссией во время европейской конференции, состоявшейся в Амстердаме 5 апреля 2016 года.